Горные Лыжи. Техника катания. Момент Закантовки

Добрый день друзья!

Темой для этой статьи послужила дискуссия на сайте  SKIGU.RU по статье «Совершенствование Слаломной Техники».

Статья была написана одним из ведущих инструкторов Интермоинтайн  Роном Киппом, с которым я долгое время  вместе работал в Парк Сити. Сейчас Рон работает менеджером по обучению горнолыжной технике в  Американской Aссоциации горных лыж и сноуборда.

Статья была переведена и выложена  на сайт  SKIGU.RU и тут же начала пользоваться повышенным вниманием посетителями сайта.

Я на этот сайт постоянно заглядываю, а поскольку неравнодушен к технике, прочитал и оставил свой небольшой комментарий.

За те 15 дней, что статья лежит на сайте, на ней собралось  достаточно большое количество комментариев.

Чтобы не тратить время, я решил изложить свои соображения по поводу современной слаломной техники и выложить их на своем сайте.

В основу статьи положены материалы  методической разработки   Американской ассоциации горных лыж и сноуборда. Методичка эта очень большая, поэтому я решил, что  процитирую со своими пояснениями, чтобы было понятно о чем идет речь, только тот материал, который касается непосредственно поворотов .

Линия падения склона (Fall-Line)

Цель данного раздела – представить концепцию «Линия падения» и показать возможности спортсмена использовать эту линию для максимизации средней скорости движении.

Карвинговый поворот может быть использован для совершенствования умения лыжника менять давление лыж непосредственно на линии падения.

Форма дуги и даже ритм упражнений GS (используемых на тренировках слалома-гиганта) могут быть использованы для повышения мастерства прохождения ворот.

По завершении этих тренировок спортсмен и тренер должны ясно понять, как сильные и слабые стороны спортсмена реализуются в изменении давления лыж на линии падения.

Принятое определение

«Линия падения» определяется как направление, по которому мяч скатывается по склону.

Как и для всех других аналогичных предметов, линия падения для лыжника является самой кратчайшей линией спуска. Это и есть та критическая концепция, которую лыжник должен знать и понимать, когда начинает максимизировать свою скорость.

Когда лыжник меняет это направление, ситуация становится более комплексной.

Простейшая и эффективная модель поворота считается та, когда лыжи находятся под давлением и канты врезаются под углом к линии падения.

Просто сохраняя такое положение вещей, мы фиксируем давление и соответствующее ему зацепление кантов.

Поворот на линии падения, при котором изменяется направление движения ЦМ (центра масс) лыжника над линией падения, сохраняя при этом точный баланс распределения давления на лыжи, и определяет уровень мастерства горнолыжника.

Лыжник высокого мастерства должен быть способен изменить давление на лыжи существенно раньше по отношению к линии падения, чтобы эффективно ее (линию падения) использовать для наращивания скорости.

Для такой упрощенной модели движения определение момента повышения давления по отношению к расстоянию до линии падения представляется как:

А – давление нарастает над линией падения

  •  Необходимо полностью завершить резаный (карвинговый) поворот
  •  Обычно – ускориться, чтобы достичь необходимого радиуса поворота
  •  Анализируй ситуацию вокруг себя, чтобы понять изменения как результат конкретного действия

 В – давление нарастает на линии падения

  •  Необходимо завершить резаный (карвинговый) поворот на линии падения
  •  Выполняя резаный поворот, может стать необходимым приблизиться к линии падения
  •  Во многих случаях потребуется ускориться, чтобы обеспечить вариативность радиуса, наклона
  •  Выполняя дугу и вращаясь, анализируй ситуацию прямо перед тобой, чтобы понять изменения как результат конкретного действия

 С – давление нарастает ниже линии падения

  •  Необходимо выполнить резаный (карвинговый) поворот ниже линии падения
  •  Может потребоваться удлинить линию движения, чтобы выполнить поворот полностью
  •  Обычно может стать необходимым восстановить прямолинейность движения или даже слегка замедлиться для того, чтобы ускориться затем на плоском участке
  •  Анализируй, слишком рано или слишком поздно ты начал действовать в
  • конкретной ситуации
  • Все предпринимаемые спортсменом действия базируются на его способности анализа конкретной ситуации и разрушений трассы для наращивания скорости

Практическая интерпретация

Следующая диаграмма представляет только что описанную ситуацию – изменения давления над линией падения.

IMG_0783

Предположим, что лыжник продолжает мягко наращивать давление на лыжи, чтобы совершить резаный поворот. Оставленный гонщиком след представляет собой типичную С-форму.

Таким образом, поворот С-формы, характерный мягким распределением давления, является скоростным, поскольку минимизирует давление до линии падения. Даже не рассматривая эту модель, следует говорить о взаимосвязи формы поворота с его скоростью.

«Давление над линией падения» — линия лыж– распределение давления.

Второй диаграммой представляется ситуация, когда давление оказывается на линии падения.

IMG_0785

Она (ситуация) может быть достигнута за счет спрямления участка инициирования (direct initiation) входа в поворот (т.е. поворотом вокруг оси, проскальзыванием) с последующим резанием дуги, как только достигните линии падения и окажетесь на ней.

При исполнении поворота на линии падения форма кривой представляет собой несколько измененную С, отличную от предыдущей прямым участком в верхней части.

Поворот этой модифицированной формы обычно более скоростной, поскольку более прямолинеен и, следовательно, минимален по давлению вне линии падения.

Здесь диаграмма «Давление на линии падения» — линия лыж– распределение давления.

Наконец, третьей диаграммой представляется ситуация, когда давление оказывается за линией падения.

IMG_0788

В этом случае оставляемый лыжами в повороте след являет собой типичную J-форму. J-поворот обычно медленнее других поворотов, поскольку является результатом повышения давления вне линии падения.

Здесь диаграмма «Давление за линией падения» — линия лыж– распределение давления.

Распространенной ошибкой при прохождении трассы является то, что лыжи получают давление слишком рано по отношению к воротам и/или линии падения.

Лыжник, надавивший на лыжи слишком рано, вынужден сохранять усилие на кантах для того, чтобы завершить выполнение поворота без соскальзывания в сторону ворот.

После того, как давление перераспределится, окажется слишком поздно, чтобы увеличить скорость, используя линию падения.

В результате получим поворот J-формы, характеризуемый выражением «слишком рано становится слишком поздно».

Топ-гонщики умеют выполнить абсолютно резаную дугу за счет распределения давления над линией падения.

Они могут также за счет вращения войти в поворот и затем оказать давление уже на линии падения. Выбор тактики прохождения обусловлен конкретной ситуацией.

К примеру, топ-гонщик может за счет вращения повернуть на чуть более высокий участок склона, где излом линии падения нейтрализует влияние вращения на среднюю скорость гонщика. Гонщик также может изменить линию движения, если расстояние между воротами не подходит под его возможность выполнить нужный радиус поворота.

Безотносительно к дисциплине и скорости, гонщик обязан выполнять скоростные повороты на предельной скорости и при минимальной дистанции.

Для того, чтобы выполнять такие повороты, гонщик должен уметь повышать давление как можно ближе к линии падения, а еще лучше, перед ней.

Если же ваши возможности и предполагаемый поворот не из тех, где вы сможете оказать давление на лыжи до линии падения, или потребуется более длинная линия для исполнения поворота, будет правильным, если вы станете поворачивать на линии падения.

Чаще всего, самым медленным является решение увеличить давление в нижней части поворота.

По моему все просто ясно и понятно.

Единственное, что я хотел бы добавить — это по поводу того,  что и где спортсмен должен чувствовать.

Как известно себя со стороны не увидишь.

Поэтому все ощущения идут от щиколоток закованных в пластик ботинок.

При карвинговом повороте происходит как бы перекатывание по стопе от мизинца к большому пальцу на нижней ноге и от большого пальца к мизинцу на верхней. Соответсвенно происходит смена давления.

Я полностью согласен с этим постулатом кроме одного : ноги и ботинки у всех разные и у каждого своя чувствительность.

Я бы сказал чуть-чуть по другому лыжник должен чувствовать перекатывание, но давление лучше ощущается не на пальцах, а на внутренней и внешней сторонах лодыжки.

То есть, иными словами, я перенес чувствительное место с пальцев на лодыжку, поскольку здесь давление со стороны ботинка намного более явственно. Более того, регулируя давление на лодыжке, можно совершенно точно его связать с углом закантовки.

Больше давление — выше угол, меньше давление меньше угол.

У спортсменов Кубка Мира эти ощущения работают как часы, поскольку при тренировках на различных трассах в различных снежных условиях спортсмены отрабатывают множество разных вариантов, останавливаясь на самых быстрых.

Вот для этого и нужен просмотр трассы, ибо при просмотре ваши голеностопы начинают чувствовать, как бы представляя себя в трассе, поскольку вы мысленно ее идете.

Вот пожалуй и все, что я хотел сказать в этой небольшой статье

С уважением,

Леонид Фельдман

Обучающий курс
 по катанию на горных лыжах
от американского инструктора высшей категории

Автор блога Леонид Фельдман

           

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
Ваше имя *
Эл. адрес *
Ваш сайт
Ваш комментарий
:wink: :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :neutral: :mrgreen: :mad: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :-o :!: