Добрый день, дорогие любители активного образа жизни!
На протяжении практически всей своей сознательной жизни, когда я ходил в походы, катался на лыжах и занимался массой других активных мероприятий, меня всегда сопровождали песни.
Эти песни не звучали по радио и не прославляли коммунистический строй.
Эти песни записывались в тетрадочку и пелись под нехитрый гитарный аккомпанимент в кругу друзей и у походного костра.
Как вы уже наверно догадались, речь идет о самодеятельной или авторской песне.
Ведь что такое песня? Это стихи положенные на музыку. А кто пишет стихи? В Советском Союзе считалось, что стихи могут писать только те люди, которые получили соответствующее образование и являются членами Союза Советских писателей.
Но, в любом случае, их творения проходили тщательную проверку в Главлите.
Что такое Глвлит? Это орган государственного управления Советского Союза, осуществлявший цензуру печатных произведений и защиту государственных секретов в средствах массовой информации.
Цензура осуществлялась на трёх стадиях подготовки издания к печати:
- рукопись
- гранки
- сигнальный экземпляр
При этом автор произведения был лишён возможности непосредственно ознакомиться с указаниями и рекомендациями цензора, которые включались в единое редакционное решение.
После допуска на каждой стадии ставились печати:
- «Разглашения военной или государственной тайны нет» (на рукописи)
- «Разрешается в печать» (на гранках)
- «Разрешается в свет» (на сигнальном экземпляре)
В обиходе появилось понятие «литование» — заверение у цензора центрального или местного отделения Главлита, получение разрешения на публикацию. Литование проходили все книги, журналы, сценарии кинофильмов и спектаклей.
Неугодные власти фрагменты изымались, что часто ухудшало художественную ценность произведения.Оригинальные и творческие находки могли быть истолкованы цензурой как намёки на ошибки существующей власти, замаскированную критику или сатиру.
В рвении все запрещать и не пущать дело доходило до абсурда.
Приведу только два примера : абсолютно анекдотический случай, когда малограмотный цензор переименовал «Слово о полку Игореве» в «Слово о подразделении Игореве» и второе это блестящая комедия Л.Гайдая «Операция Ы» могла не выйти на экраны, так как именем Федя в высших партийных кругах звали Фиделя Кастро.
Я все это рассказываю для того, чтобы читатели знали, как у нас обстояло дело со свободой слова.
В учебниках истории того времени было написано, что в советском обществе существуют два класса : класс рабочих, класс крестьян и интеллигентская прослойка, то есть писатели, поэты, ученые, художники и так далее .
Эта часть социалистического общества получила название творческой интеллигенции, в среде которой стали появляться люди пишущие не литованные стихи, которые становились песнями под нехитрый гитарный перебор.
Так появились и зазвучали Визбор, Окуджава, Высоцкий и многие многие другие.
Тогда, в 50-60-70 годы, происходил мощный выброс студенчества на познание себя и окружающую действительность.
Народ начал ходить в походы, ездить в строительные отряды, короче — познавать себя и окружающий мир. Все это создавало живительную почву для творчества.
Поскольку автор этих строк начал ходить в походы с 1962 года, нетрудно представить как происходило его становление.
К сожалению, у меня не прорезался поэтический дар, но то что я слышал и что совпадало с голосом души, крепко вбивалось в память, записывалось в заветные тетрадочки, которые хранились в укромном месте.
Для чего я это все пишу. Поскольку сегодня первый день Нового 2015 года, я хочу что бы вы послушали песенку замученных новогодними праздниками Дедов Морозов, роли которых выполняли сотрудники всяких НИИ, которых по всей стране было видимо-невидимо.
Слова и мелодию этой песни придумал Ярослав Хоречко.
Как я уже сказал, на этом блоге я буду петь и выкладывать песни самодеятельных авторов, которых я знаю очень много. Если будут какие либо пожелания, с удовольствием отзовусь.
С уважением
Леонид Фельдман
Спасибо за урок истории, Леонид! Ведь и правда, все литературные произведения, включая песни, полезнее воспринимать с пониманием эпохи в которой они были написаны. И хотя я люблю творчество тех же Визбора, Окуджавы, и Высоцкого которых вы упоминаете, мне читать между их строк гораздо труднее чем тем кто на их творчестве рос. Буду очень рада послушать что нибудь доброе, о любви в вашем исполнении, и может быть с небольшим вступлением о том откуда у песни растут ноги, так сказать!