Добрый день, дорогие горнолыжники!
Продолжаю серию публикаций «Горнолыжные легенды».
В данной статье пойдет речь о Владимире Андрееве – пареньке из поселка «25-й километр», который находится в 5 км от города Кировска Мурманской области, члену «золотой команды» сборной СССР, которая в начале 80-х буквально ворвалась на пьедесталы Кубка Мира.
Вот что рассказывает о своем детстве сам Владимир Михайлович:
«Первые девять лет своей жизни я провел в поселке «25-й километр», который находится в 5 км от города Кировска Мурманской области.
Моя мама по профессии была врач, отец — горный инженер.
Сами они спортом никогда не занимались, но мое увлечение всегда поддерживали, причем самым оптимальным образом : приходили на соревнования, болели за меня, но с советами не лезли и когда я травмировался, никогда не уговаривали бросить спорт.В секцию меня отвела старшая сестра Наталья, которая тоже занималась горными лыжами и дошла до уровня кандидата в мастера.
Моим первым тренером стал Анатолий Назаров, я учился в одном классе с его сыном Сергеем. А сестру тренировал Юрий Шарков. Вообще в нашей спорт школе работали хорошие тренеры.
Склоны в поселке были очень приличные, в 1960-х годах на них проводились крупные соревнования, вплоть до чемпионата СССР. Зрителей собиралось по несколько тысяч человек. Но в 1960-1970-х годах производство у нас начали сворачивать, народ стал постепенно уезжать. Когда я окончил третий класс, родителям дали квартиру в Кировске. И там я начал тренироваться у Аллы Васильевой,участницы Олимпиады 1956 года.
Мне трудно сравнивать своих детских тренеров. Анатолий Назаров, продолжая работать на «25-м километре», воспитал хороших учеников, в том числе сына Сергея, который выигрывал юниорские первенства СССР и позже попадал во «взрослую» сборную. У Аллы Васильевой тоже многие воспитанники становились чемпионами страны и призерами международных соревнований. Впрочем, я уверен: и Назаров, и Васильева как тренеры могли бы добиться большего, если бы имели возможность выезжать на международные соревнования и плотнее общаться с лучшими зарубежными коллегами. А так они варились в собственном соку.
В мои юношеские годы в ДСО «Труд» (добровольное спортивное общество) доминировали мурманские горнолыжники, в том числе и кировчане. Но не только воспитанники Васильевой и Назарова, был, например, еще такой тренер — Сергей Порфирьевич Иванов. Успешно работал и Василий Мельников, подготовивший в числе прочих своего сына Леонида. Но он состоял в ДСо «Динамо».
В 1970-х годах прекрасные трассы располагались прямо в городской черте Кировска. И когда проходили соревнования, за финишем участников можно было наблюдать из окон некоторых многоэтажек. Кстати, в оборудовании трасс участвовало громадное количество народа — даже мы, 10-летние, ходили на субботники по расчистке склонов. Развал пошел даже не в «лихие 90-е», а раньше. Начиная с 1980-х, ничего нового не строили, а то, что было, толком не ремонтировали. И все постепенно приходило в упадок.
В течение первого года тренировок у Васильевой я не выделялся среди своих сверстников. А вот уже в пятом классе начал выигрывать разные соревнования в своей возрастной группе. Но только в обществе «Труд». А на финальном всесоюзном турнире, куда собрались представители всех спортивных обществ, я не только не смог выиграть, но даже в призовую тройку не попал. Тот же Сергей Назаров выступал за «Трудовые резервы», так что мы, хотя жили и тренировались по соседству, пересекались с ним на соревнованиях нечасто. Потом я начал побеждать на первенствах СССР. Помню, однажды я один из трех видов выиграл, Назаров — другой. В те годы и не делили подготовку по специализациям, равноценно готовились и к слалому и к скоростному спуску. Кстати, горнолыжный спорт был общедоступным в буквальном смысле слова. Лично у меня так сложилось, что родителям в мои занятия спортом не пришлось вложить ни копейки».
Небольшое отступление.
Я пишу эту статью в преддверии нового горнолыжного сезона 2014-2015 года. Думаю, ни для кого не секрет, что в 2014 году популярность горных лыж, наверно, раз в сто больше нежели 40 лет назад, когда я только начинал заниматься этим восхитительным видом спорта.
Так вот сейчас, если члены национальной сборной попадают в 30-ку, а то, не дай бог, в 20-ку, то начинают бить в литавры и кричать, какие мы молодцы (а чтобы не быть голословным, рекомендую читателям этого сайта почитать, что пишут репортеры по поводу результатов слаломного этапа в Леви).
Я тут, буквально, несколько дней назад смотрел видео, которое снималось в 1986-1987 годах о пятой Спартакиаде Народов СССР. Комментатор в процессе репортажа сказал примерно следующее:
« В нашей стране есть совершенно фантастические условия для развития горнолыжного спорта»
Я в этом нисколько не сомневаюсь. Действительно есть.
Такого количества гор и возможностей для развития горных лыж не меньше, если не больше, чем в любой другой горнолыжной державе или даже нескольких вместе взятых.
Так почему же мы не можем создать такие условия для подготовки спортсменов-горнолыжников, чтобы приезжали тренироваться к нам, на тот же Кавказ или Памир, вместо того, чтобы ехать в Новую Зеландию или Чили?
Ведь было же так, когда во времена Л.Тягачева Марк Жирардели приезжал тренироваться к нам на Камчатку!
Живя на протяжении многих лет в Штатах, я столкнулся с тем, что любой, даже самый маленький бугорок, превращен в горнолыжный центр.
За примерами далеко ходить не буду. В городе Кливленде, в далеко не горнолыжном штате Огайо, где я прожил почти 17 лет, есть курорт, который называется Бостон Миллс- БрандиВайн. Перепад высот на этом курорте составляет всего-навсего 240 футов или 80 метров.
Я на нем проработал, как горнолыжный инструктор, 8 лет.
Когда нас собирали перед началом нового сезона, то всегда приводили статистику по предыдущему. Так вот, за зимний сезон количество посетителей составляет 220-230 тысяч человек.
Здесь и специальные детские программы, и школьные программы, и программы Мастерс, и программы для горнолыжных клубов, и еще куча всяких мероприятий, которые я сейчас просто не упомню.
Я могу ошибиться, но, думаю, что у владельцев горнолыжных курортов в России даже близко такого нет.
Я, конечно, понимаю что, дескать, нам Америка не указ, но примерно такая же система выбора места курорта и обеспечение сервисом существует и в Альпийских странах.
Поэтому такая жесточайшая конкуренция между курортами для привлечения туристов.
На каждом курорте существует специальная программа по подготовке и обучению детей. Соревнования проходят каждую неделю, причем, каждое соревнование проводится, как праздник и особенно для маленьких.
Через такое решето подготовки любой мало мальский талант будет немедленно замечен и юниору предоставлены всевозможные условия для совершенствования. Вот таким образом выявляются таланты, которые потом начинают сверкать на Альпийских склонах.
Пишу все это с болью в сердце – уж больно за державу обидно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
С уважением к своим читателям,
Леонид Фельдман